Стаття про виставку “Марк Епштейн. Повернення Майстра”

Авангардист из штетла

Галина Ковальчук

Марк Эпштейн. Автопортрет, 30-е годы

17 декабря в Киеве открылась выставка «Возвращение мастера» – первое большое собрание работ замечательного скульптора, графика, иллюстратора Марка Эпштейна. В трех залах Национального художественного музея Украины экспонируется более 100 работ, многие впервые извлечены из архивов и запасников музеев, где пролежали 40 и более лет. Большинство работ Эпштейна и документальный архив принадлежат Национальному музею, которому их подарила сестра художника Августа в 1960-х. В письме директору музея она уточняла, что многие работы были разворованы сразу после смерти Марка 19 августа 1949 года.

Мотив утерянного — один из самых сильных на выставке. Ведь все те работы, которые сохранились, представляют всего лишь побочную деятельность Эпштейна. По специальности он был скульптором (закончил соответствующее отделение Киевского художественного училища) и в 20-30-е годы, самый продуктивный свой период, много занимался скульптурой, тяготея к монументальности. Но ни одной статуи Эпштейна не сохранилось, притом что он работал в разных жанрах, от всевозможных бюстов до памятников, коих в Киеве было несколько, а осталась от них лишь пара старых фотографий. За неимением лучшего их и экспонируют.

Марк Эпштейн родился 19 февраля 1899 года в Бобруйске в семье портного. Вскоре Эпштейны переехали в Киев, где Марк учился в хедере, а затем в классе Федора Балавенского. Но гораздо больше на него повлияла авангардистка Александра Экстер, а еще киевская группа еврейских литераторов — они хотели обновления и модернизации еврейского искусства.

“”Усталый Запад, уже исчерпавший все формы пластического ремесла, принесший в жертву во имя ремесла экстаз жизненных эмоций, призывает свежих живописцев, еврейских художников, по-азиатски опьяненных формой. Еврейская форма уже здесь, она пробуждается, она возрождается!” — цитирует искусствовед Гиллель Казовский статью “Пути еврейской живописи” Бориса Аронсона и Иссахара Бер Рыбака, однокашников Марка Эпштейна.”

Эскиз театрального костюма, 20-е годы

В эти времена “пробуждения” еврейская культурная жизнь в Киеве цвела и била ключом: работали издательства, открылись театры и Музей еврейского искусства, а также художественная секция Культур-лиги — и во всех этих начинаниях участвовал Марк Эпштейн. Он иллюстрировал книги и организовывал групповые выставки художников и, как Марк Шагал, делал эскизы костюмов и декораций для театральных постановок. В 1920-х в Киеве активно ставили Шолом-Алейхема и «отца еврейского театра» Авраама Гольдфадена. Эпштейн рисовал графичные, кубистические декорации и таких же персонажей, сообщая простакам и ребе из штетла весьма модернистское звучание.

Работница, 1922 г.

Смотришь на работы художника — и не покидает ощущение его раздвоенности. С одной стороны — кубизм и авангард, скульптурные люди-машины, прямо как в Новые времена Чаплина. Другой мощный пласт творчества — кряжистые «каменные бабы» в скульптуре и графике, выросшие из увлечения пластикой Месопотамии. Мощные фигуры с мясистыми крупными ногами — так Эпштейн рисовал цирковых борцов, крестьян, рыбаков, прачек и население еврейских сельскохозяйственных коммун в Крыму, куда он ездил в 1934-35 гг. Кажется, будто рисовал не один человек, а несколько — настолько разнятся манеры. Но психоанализа не получится: Эпштейн был очень закрытым, молчаливым человеком. Воспоминания о нем поверхностны, и оставили их в общем-то случайные люди, его ученики по Киевской еврейской художественно-промышленной школе и просто знакомые, отмечает «эпштейновед» Сергей Папета.

Но что-то все же можно прочесть в самих работах художника. После разгрома Культур-лиги и обвинений в «национализме» и «формализме» Эпштейн переезжает в Москву, где делает случайную, неважную работу в мастерской по изготовлению парковых и декоративных скульптур. В его графике появляются грустные большеглазые дети, меланхоличные манекенщицы, а потом, в эвакуации (у Эпштейна был врожденный порок сердца, и его не взяли на фронт) он переходит на живопись и рисует какие-то банальные пейзажи и женщин в гамаках. После войны он вернулся в Москву, но квартиру у него отобрали, жена умерла, и Марк ютился на раскладушках у знакомых. Соцреализм доконал художника: он умер после очередного разбора его работ на художественном совете.

Виолончелист, начало 1920-х

Пляж, 1920-е

Booknik.ru, 29.12. 2010