Стаття про виставку “Марк Епштейн. Повернення Майстра”

Мастер возвратился

Борис Бородин

Марк Эпштейн как один из лидеров влиятельной еврейской культурной организации «Культур-Лига» (1918–1931) и киевской еврейской культуры вообще. Марк Эпштейн как график, живописец и даже скульптор. Марк Эпштейн как автор эскизов к костюмам спектаклей 1920-х годов. Об этом человеке, прожившем недолгую (всего 50 лет) жизнь, но оказавшимся одним из самых заметных творцов нового искусства в послереволюционном Киеве, рассказывает выставка в Национальном художественном музее Украины. Рассказывает не только отличным подбором его графических и живописных работ, но и архивными фотографиями скульптур, которые не сохранились до наших дней.

Кураторы — Лариса Амелина, Данил Никитин и Леонид Финберг — представили нам выставку, которую, на удивление, можно смотреть и понимать, даже ничего не зная о «Культур-Лиге», еврейской жизни того времени и ситуации в искусстве 20-х годов. Марк Эпштейн, как оказалось, настолько самодостаточен, что не нуждается в понимании контекста, и его искусство, контекстное по сути, от этого контекста смогло оторваться и переместиться в область искусства абсолютного — туда, где живут Рембрант, Леонардо или Яблонская.

Трансформация не удивительная — ведь еще в 1909 году десятилетний Марк во дворе своего дома создал скульптурный портрет Льва Толстого.

stranica-3

Случай попал в киевскую прессу и потому у нас есть газетное фото скульптуры и маленького скульптора, но снег растаял и скульптура исчезла. Также исчезли — по крайней мере из нашего культурного пространства — и скульптуры позднего, печального Эпштейна — стандартные работы обычного советского скульптора: Ворошилов, Фрунзе, Ленин, Буденный, Сталин… Но графические и живописные работы сохранили нам великого мастера и представлены теперь впервые столь полно.

Марк Эпштейн был реалистом — позволим себе такое смелое заявление. Даже в его работах в стиле кубизма можно не читать подписи:

stranica-20

это — виолончелист

stranica-19    это — женщина с коромыслом.

Ну, а графические и акварельные работы более позднего периода, особенно цикл «В еврейских колониях Крыма» 1927–28 гг., вообще весьма фотографичны:

stranica-29

Женщина, кормящая козу

stranica-28

Рыбак.

Но понятно, что долго так писать в молодой Советской республике было нельзя: красноармеец-трубач действительно выглядел именно так:

stranica-34

Но это был просто реализм, а должен был быть соцреализм. С ним художнику Марку Эпштейну было, думается, не совсем по пути.

Много времени Марк Эпштейн уделял работе над эскизами для театра и оформлением книг «Культур-Лиги». В качестве иллюстрации — страницы из блестящего каталога выставки, выпущенного Константином Сиговым и Леонидом Финбергом в издательстве «Дух и Литера».

stranica-51

stranica-44

Выставка Марка Эпштейна — одна из самых интересных из прошедших в Киеве в этом году. Она предполагает размышление — у каждого свое собственное, и наслаждение — вероятно, у всех схожее. Выставка продлится до 30 января — за новогодними праздниками не упустите возможность увидеть жизнь другой.

Polit.ua