Рецензія на збірку “Євреї та слов’яни”, том №19. Євреї, українці та росіяни. Нариси про міжкультурні взаємини

Авторитетно. Свежо. Доступно

Михаил Гольд

Доступный академизм – таков, как ныне модно выражаться, тренд сборника, посвященного украинско-еврейским отношениям. Научные статьи со множеством ссылок способны увлечь, как дежурно пишут в аннотациях, широкий круг интеллигентных читателей. Намек на чаемый читательский уровень – лингвистический плюрализм: из 24 материалов 13 написаны по-русски, восемь по-английски, два вышли на украинском языке и один (о Пауле Целане) – на немецком.

Воздержимся от оценки уровня публикаций – он гарантирован авторитетом соредакторов. Но для знакомства “на одной ноге” с проблематикой “украинского” тома “Jews and Slavs” не обойтись без примеров. Киевлянин Игорь Туров исследует феномен отношения хасидов к неевреям. Любопытен зеркальный аспект проблемы – народные поверья о магической силе евреев. На территории Галиции, например, был зафиксирован обычай поклонения славян-католиков могиле цадика, который спасал их от бед и хранил “от глада”. В Киевской губернии главы “местного самоуправления” обращались к цадикам с просьбой обеспечить их полям плодородие и защитить от саранчи. А макаровские крестьяне встречали главу хасидов Аарона Тверского хлебом-солью со словами “раввин наш, благодетель”.

Деликатную и малоизученную тему принятия еврейскими женщинами христианства поднимают Ольга Минкина и Дмитрий Фельдман. Случаи эти исключительны – и тем интересны. Так, дочь могилевского купца Биньямина Шпеера, крестившись, становится женой князя Долгорукова. О связях с домом, не прерванных столь радикальным шагом, свидетельствует некое переданное князем императору Иосифу II письмо “относительно евреев”. Известна также фигура Эмилии Невахович – дочери первого русско-еврейского писателя Лейбы Неваховича и матери великого биолога и физиолога Ильи Мечникова. А Лея Рафалович-Сталинская, жена адмирала Крейга, несмотря на переход в христианство, оставалась почитательницей Ружинского цадика, посылая средства на его содержание, испрашивая совета во всех делах и ведя с ним переписку на иврите.

Антиеврейскую шпиономанию периода первой мировой препарирует Семен Гольдин. И речь не о предрассудках темной крестьянской массы, а о стереотипах, двигавших профессионалами из армейской контрразведки. Судите сами. Основанием для ареста Айзика Минского стало то, что он “все время был чем-то занят и куда-то спешил”, а также “стремился знакомиться с офицерами”. “Я сразу опознал в нем жида”, – докладывал агент. Большая часть обвинений формулировались в подобном духе. Вместе с тем, хотя дела на “евреев-шпионов” заводились с удивительной резвостью, единицы доходили до суда – слишком уж торчали из них “белые нитки”. Часто суды оправдывали обвиняемых, как это произошло, например, с шестью евреями из Судян, которым инкриминировались установка телефона (свидетель якобы видел провод длиной семь [!] верст, закопанный в землю) и снабжение немцев продуктами. Сам доносчик просил у обвиняемых прощения, признавшись, что поляки – конкуренты евреев подговорили его лжесвидетельствовать.

О евреях УССР – жертвах политических преследований 1953–1972 годов рассказывает Михаил Мицель. Краткие справки об осужденных и их “злодеяниях” очень рельефно передают дух эпохи. Среди серьезных “преступлений” (“в ресторане требовал, чтобы оркестр играл буржуазно-националистический танец Фрейлехс”) встречаются и почти анекдотические случаи – как, например, выступление на траурном митинге 6 марта 1953 года некоего Котлярского А.Н., заявившего: “Мы потеряли дорогого и любимого врага”.

События последних лет нашли отражение в обзоре текстов украинских интеллектуалов об украинско-еврейских отношениях, подготовленном Леонидом Финбергом. Интересен анализ антисемитских публикаций газеты “Русь православная”, сделанный Симоном Крайзом. Особенно занятны утверждения о засилии евреев в… православной церкви. “Талмудические правила прямо предписывают жидам вступать в ряды православного духовенства с целью проведения работы по осквернению престолов и алтарей, по развращению духовенства и растлению верующих”. Конец цитаты.

На этом фоне материалы о Василии Гроссмане, караимах в Восточной Галиции и украинизмах в поэзии Осипа Мандельштама выглядят не столь эпатажно. Впрочем, эпатаж и не входит в число обязательных достоинств академического издания, а сухости, чопорности и псевдонаучного словоблудия сборник лишен напрочь. Вердикт: рекомендовано всем, для кого иудаика – нечто большее, чем “буржуазно-националистический танец Фрейлехс”.

Лехаим, август 2009 – ав 5769 – 8(208)